Арктика сегодня. Руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков – о ближайших задачах в Арктике

Фото: Балакин Вадим/GeoPhoto.ru

Арктика сегодня. Руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков – о ближайших задачах в Арктике

13 января 2022 года глава Минвостокразвития А.Чекунков дал интервью «Российской газете», в котором рассказал о главных направлениях развития АЗРФ на ближайшую перспективу. Предлагаем резюме основных тезисов министра.

  • Потепление – серьезный вызов для Заполярья. Особые опасения вызывает таяние мерзлоты. Для прогнозирования устойчивости зданий и инженерных сооружений Минприроды разрабатывает специальную систему мониторинга мерзлых грунтов. В ее рамках запланировано бурение более ста скважин для анализа грунтов и замера динамики подземных температур.
  • В то же время, потепление может открыть и новые возможности для развития. Так, сокращение ледового покрова в Арктике позволит добывать на шельфе углеводородное сырье, тогда как таяние мерзлоты облегчит добычу золота, угля, металлов из полиметаллических руд. Кроме того, расширяется ареал земель, пригодных для ведения сельского хозяйства.
  • СМП способен выйти на показатель 80 млн тонн к 2024 году при условии запуска крупных добычных проектов, прежде всего – «Восток Ойл». Для развития Севморпути важна синхронизация развития всех его компонентов. Следует интенсифицировать строительство ледокольного флота, добавив к нему еще два ледокола. Помимо этого, необходимо принять национальный план модернизации флота ледового класса, направленный на плановое восполнение естественной убыли судов, занятых в арктических перевозках.
  • На СМП будет развиваться транзит. ГК «Росатом» и компания DP World заключили совместное соглашение о развитии пилотных контейнерных перевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией с использованием опорной транспортной инфраструктуры в Арктике. В свою очередь, предусмотрены меры поддержки (в том числе субсидирование) для продвижения каботажных перевозок в акватории СМП. В первом квартале 2022 года планируется утвердить правила предоставления субсидии перевозчику, а также определить перевозчика по результатам отбора и график рейсов на год.
  • Законопроект о северном завозе будет внесен в Госдуму в 2022 году. Он определит понятие северного завоза, очертит круг его субъектов, установит необходимые процедуры. Также предполагается введение электронной системы, которая существенно упростит механизмы завоза. В настоящее время она проходит апробацию в Якутии, где уже оцифровано более 600 населенных пунктов, тысячи логистических точек и несколько сотен судов.
  • Одна из актуальных задач – развитие арктического градостроения. Минвостокразвития и Минстрой России завершают работу над арктическим стандартом, который будет применяться при создании городской среды в АЗРФ. В нем задействованы лучшие из решений, используемых в других арктических странах.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
Александр Стоцкий
17 января 2022
Арктика сегодня